И неба синь в узорах этих

Общество Комментариев к записи нет

Ирину Семеновну Шихшаеву нет нужды представлять нашему читателю. Но сегодня мы поговорим о ней не как о директоре Информационного центра «Дербентские новости», а как о страстной собирательнице гжели. Вот уже много лет она собирает фарфор с ручной кобальтовой росписью — чайники, сахарницы, блюда, масленки, лампы, пудреницы подсвечники, вазы, часы… Изящно и тонко вылепленные, аккуратно расписанные витиеватыми узорами фигурки делают умельцы из подмосковного села, которое так и называется – Гжель. Михайло Ломоносов, искавший секрет фарфора и изучавший гжельские глины, писал: «Едва ли где на свете есть глина столь же чистая и без примешения, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».

— Ирина Семеновна, что значит гжель лично для вас?
— С этим словом у меня ассоциируются строгая красота и гармония, светлая сказка и быль. В эти удивительные по своей красоте произведения декоративно-прикладного искусства мастер вкладывает частичку своей души. Они узнаваемы сразу по белоснежной поверхности и ярко-синим рисункам. Словно всю небесную синь впитали в себя диковинные узоры и причудливые орнаменты прекрасных цветов и чудесных птиц.
— В Советском Союзе гжель была брендом. Лучшие художники придумывали необычные сервизы, шкатулки, статуэтки… Фарфор с нарядной синей росписью и сегодня известен не только в России, но и за ее пределами…
— И это неудивительно. Гжельские изделия так красивы, что не могут не привлечь к себе ценителей прекрасного богатой фантазией и мастерством их создателей.
— Расскажите, пожалуйста, об истории происхождения гжели. Откуда пошло само это название?
— Есть несколько версий. По одной — «Гжель» имеет прибалтийские корни, по другой – произошло от самого промысла. Так как любое керамическое изделие жгут или обжигают, все производство стали называть жгелью — словом, обратившимся в гжель в силу свойства простых людей переставлять согласные.
Промысел этот существует много веков. Чудодейственная глина русского поселения Гжели всегда привлекала внимание ученых и царственных лиц. Еще в 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ об изготовлении посуды из гжельской глины для аптекарских нужд. Тогда эту глину возили в Москву, где она уже попадала в руки гончаров-умельцев. Позже создать свое фарфоровое производство собирался Петр Первый, опять-таки на базе глины из этого подмосковного села. Великий Ломоносов именно на основе гжельских месторождений создал рецепт фарфора, по качеству не уступающего лучшим иностранным аналогам.
В начале XIX века в России работало 25 заводов, производящих посуду, изразцы и кирпич. На тот момент росписи были многоцветными, а с 20-х годов начали использовать кобальтовые краски, отчего росписи получались насыщенно синего цвета. Открытие первого фарфорового завода принадлежит братьям Куликовым. Павел Куликов научился секретам создания этого вида керамики на заводе Отто. Говорят, что он все делал сам, чтобы никто не узнал его секрета, однако, по легенде, на завод тайно проникли другие гончары, срисовали горн и украли образцы глины.
— Ирина Семеновна, а как возникло ваше хобби? Когда вы «заболели» гжелью?
— Гжельские изделия собирала еще моя бабушка. Она была просто влюблена в синие переливы замысловатых узоров и диковинных цветов и передала эту любовь мне. Синий и белый цвета мои любимые, я и при выборе одежды придерживаюсь этих оттенков.

— Бабушкина коллекция сохранилась?
— К сожалению, нет. От нее мне осталась только вазочка для конфет, и я берегу ее как зеницу ока. Признаюсь, сначала я собирала только зверюшек, считая их чем-то вроде талисмана, ну а дальше «понеслось»… Коллекционирую вот уже двадцать лет.
— Что представляет собой сейчас ваша коллекция?
— В настоящий момент моя коллекция скульптур гжельских мастеров насчитывает свыше ста тридцати экземпляров. Их было бы значительно больше, но, увы, несколько лет назад подвесной шкаф с фигурками от тяжести рухнул, и многие из них разлетелись на куски. Не знаю, есть ли у меня коллекционные редкости, но те, кто приходит в мой дом, могут наслаждаться работами таких известных художников, как Наталья и Владимир Бидаки, Анастасия и Игорь Дрезгуновы, Сергей Карпухин, Александр Ларин, Сергей Исаев, Андрей Жигунов.
— Какие экспонаты наиболее вам дороги?
— Конечно же, тот, который достался мне от бабушки. И те, которые дарит муж. В основном он выбирает для меня литературных и сказочных персонажей – даму с собачкой, сестрицу Аленушку, барыню.
— А какие самые любимые?
— Все они любимые. Каждый по-своему хорош!
— Как вы пополняете свою коллекцию?
— Из каждой своей поездки в Москву (там живет моя дочь) привожу одну-две фигурки. Зная мою страсть к гжели, друзья, подруги, просто знакомые на дни рождения и праздники дарят мне гжельский фарфор. К примеру, директор школы Клим Султанов, узнав о моей коллекции, сделал мне царский подарок – графин в виде колокола. А подруга, которая живет в американском Сиэтле, зная, что по гороскопу я Лев, привезла мне в подарок львенка.
— Вы участвовали в каких-нибудь выставках?
— Никогда не думала об этом. Но на выставках гжели в Москве бывала часто. Знаю, что во Владимире открылся самый крупный в мире музей частной коллекции гжели. Мечтаю побывать в нем. Кстати, одну свою мечту я уже осуществила – два года назад побывала на Гжельском фарфоровом заводе, ведущем свою историю с 1818 года. Приобрела там розетки для варенья, картины, часы.
— Наверняка на заводе вы наблюдали за процессом изготовления гжельского фарфора. Как его производят в наши дни?
— Это очень интересный процесс. Мастер на специальном станке вручную вытачивают гипсовые модели будущих изделий, затем шликер (жидкую глиняную массу) заливают в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. После просушивания изделий их дорабатывают — приклеивают ручки, носики, декоративные детали, затирают швы и неровности. Затем производится утильный обжиг. Следующий этап — политой обжиг или покрытие изделия глазурью. Тогда же производится и роспись. При слиянии подглазурных слоев и глазури кобальт приобретает тот самый знаменитый гжельский синий цвет, превращающий обычную посуду в неповторимое произведение искусства.
— Тех, кто коллекционирует гжель, в России немало. Вы общаетесь с единомышленниками?
— Я знаю, что есть интернет-сообщества, и случается, что захожу на страницу «Лучшие коллекционеры и их коллекции», где активно идет общение и где можно увидеть изделия самых известных гжельских мастеров – Жигунова, Денисова, Гаранина, Серовых, Сидоровых и знаменитые коллекции, к примеру, Сергея Малкина.
— Что планируете на ближайшее будущее?
— Пополнять коллекцию. Рекламировать гжель. Увеличивать количество полок для фигурок, которые не перестают поражать меня своим изяществом и красотой.
-Чтобы вы хотели пожелать нашим читательницам в день 8 марта?
— От всей души желаю им тепла, уюта и достатка в доме, мира и согласия в семье, здоровья и благополучия близких, понимания, любви и внимания со стороны мужчин, уважения и поддержки в коллективе, весны в душе, солнечного настроения и как можно больше радостных событий!

Наида КАСИМОВА

Статьи по теме

  • В Дербенте открыта мемориальная доска ветерану Великой Отечественной войны

  • Вахта Памяти открылась в Дербенте

  • В Дербенте состоялись мероприятия, посвященные культурному наследию Северного Кавказа

  • Благодатный огонь в Дербенте и далее везде

    Обсуждение

    Муниципальное автономное учреждение городского округа «город Дербент» «Информационный центр «Дербентские новости»

    368600, г. Дербент, ул. Коммунаров,23

    Поиск

    Back to Top

    Загрузка...