Участию дагестанцев в Первой мировой войне посвящается

Культура, Общество Комментариев к записи нет

«Полки горцев проходили в конном строю, в походном порядке, один за одним, один красивее другого, и весь город в продолжение почти целого часа наблюдал и дивился невиданным дотоле зрелищем… Под скрипучий напев зурначей, наигрывающих на дудочках свои народные воинственные песни, мимо меня и горожан проходили нарядные, типичные всадники в красивых черкесках, в блестящем золотом и серебром оружии, в ярко-алых башлыках, на нервных, точеных лошадях, гибкие, смуглые, полные гордости и национального достоинства. Что ни лицо, то – тип; что ни выражение – выражение свое, личное; что ни взгляд – мощь и отвага…». Это описание из очерка «Алые башлыки» русского мемуариста, журналиста и писателя Ильи Львовича Толстого приходят на ум, когда смотришь на фотопортреты дагестанцев – участников Первой мировой войны, выставленные в одном из залов Музея истории мировых культур и религий.

10 марта здесь состоялось открытие передвижной выставки «Дагестанцы — участники Первой мировой войны», на которое были приглашены работники администрации города, учреждений культуры, преподаватели и учащиеся школ, юные кадеты.

Приветствуя посетителей выставки, директор Музея истории мировых культур и религий Диана Гасанова отметила, что в мире этому событию всегда уделялось много внимания, а вот в России о Первой мировой войне широко заговорили только в 2014 году, когда отмечалось 100-летие ее начала. И впервые, наверное, тогда открыто и с гордостью стали рассказывать о Кавказской конной туземной дивизии (Дикая дивизия), покрывшей себя неувядаемой воинской славой.

Автор и куратор проекта — научный сотрудник ДГОМ, доктор исторических наук Хаджимурад Доного не смог присутствовать на открытии, но отправил видеообращение, в котором выразил надежду, что, благодаря выставке, организованной Дагестанским государственным объединенным историко-архитектурным музеем, станет меньше белых пятен в истории Дагестана, что она поможет выявить несправедливо забытые имена и даст толчок изучению славной истории дагестанских конных полков.

О рождении «Дикой дивизии» рассказали заместитель генерального директора ДГОМ Джамиля Дагирова и заместитель директора Музея истории мировых культур и религий Самиля Наджафова. Высочайший приказ Николая II о создании «Кавказской туземной конной дивизии» из шести полков: Кабардинского, 2-го Дагестанского, Чеченского, Татарского, Черкесского и Ингушского был объявлен 23 августа 1914 года. Неофициально это воинское соединение вскоре стало именоваться как Дикая дивизия. Скорее всего, за свой экзотический внешний вид, храбрость в сражениях, нередко оригинальное поведение в боевых условиях, своеобразную атмосферу, воцарившуюся между рядовым и офицерским составом. В дивизии рядовых называли не «нижними чинами», как это было принято в российской армии, а «всадниками»; к своим офицерам всадники обращались на «ты», что нисколько не умаляло значения и авторитета командного состава в их глазах и никак не отражалось на соблюдении ими воинской дисциплины. Важной особенностью всадника-горца было чувство собственного достоинства, выше всего ценились не чины и звания, а личная храбрость и верность. «Дикость» дивизии нисколько не считалась дикарством, да и кто бы посмел так считать, ведь командиром этой дивизии был младший брат самого царя Великий князь Михаил Александрович. Стремление же попасть в ряды «дикарей» представителей высшего света России и Европы свидетельствовало о том, что дивизия была элитным воинским соединением в Российской армии. Велико было желание встать в ряды дивизии и у простых горцев. Немалую роль в этом сыграла патриотическая пропаганда «за царя и во славу Отечества», а также менталитет горца-воина.

Кавказские полки дивизии с честью выполнили свои боевые задачи. Это было поистине уникальное воинское соединение по своей организации, многонациональному составу всадников и офицеров, по царившему между ними духу воинского братства, солидарности и взаимовыручки, которое стало гордостью Российской армии. В истории Дикой дивизии не было случая дезертирства! Через службу в дивизии прошло более 7000 всадников — уроженцев Кавказа. Около 3500 из них были награждены Георгиевскими крестами и Георгиевскими медалями «За храбрость», а все офицеры удостоены орденов.

Фотопортреты некоторых из них и были представлены на выставке. Глядя на них, еще раз убеждаешься в том, что старинные фотографии обладают странной магической силой. Они подобны машине времени: стоит только включить воображение, и они унесут нас на десятилетия и даже столетия назад. Можно часами рассматривать лица давно ушедших людей, детали их гардероба, убранства помещений…

Вот седобородый Гусейн Доногуев (с. Чиркей) с длинной саблей на боку гордо восседает на боевом коне; дерзко, с вызовом смотрит драгунский офицер Нуретдин Акаев с орлиным взглядом и лихо закрученными усами; в черкеске, горделиво стоит в окружении своих пятерых детей Магомед Халилов (с. Кумух); вместе с семьей сфотографирован и Расул Каитбеков (с. Параул). Привлекают взор фотопортреты Федора Зимбеля — обладателя «полного банта» солдатских Георгиев, Джалалутдина Тунаева (с. Нижнее Казанице), безвозмездно сдавшего лошадь на нужды армии и получившего благодарность от наместника Кавказа, вольнонаемных стражей на железной дороге — Яхьи Алибекова, Мустафы Магомедовы и Зиявудины Ханбулатовы… А вот и Нухбек Тарковский из рода шамхалов, на Первой мировой войне получивший все награды, вплоть до Георгиевского оружия, и в 1917 году являвшийся командиром Дагестанского конного полка. К концу войны, будучи полковником, командовал 2-м Дагестанским конным полком и Хаджи-Мурат Арацхан из с. Чиркей, он первым из северокавказцев был отмечен двумя почетными военными наградами России — орденом Св. Георгия 4-й степени и Георгиевским оружием.

С не меньшим интересом посетители рассматривали репродукции с картин на тему Первой мировой войны, в том числе «Атаку Дикой дивизии на немецких драгун» с картины художника А. Шелумова, изучали карту военных действий на 1915 год, читали воззвание военного губернатора Дагестанской области к жителям Дагестана «О призыве идти на войну», газетные публикации времен войны и письма с фронта офицера Селима Гасанова матери, разглядывали форму одежды всадника 2-го Дагестанского конного полка из фондов Дагестанского государственного объединенного музея.

Свои впечатления от выставки высказали директор ЦБС Диана Алиева, директор музыкальной школы № 2 Изумруд Теймурова, директор кадетской школы-интерната Максим Эминов и другие. Все они были едины во мнении: дагестанцы должны узнать больше о том, как в дни тяжелых испытаний вели себя их деды, прадеды, что считали позорным, а что – достойным для горца, как умели быть смелыми и отважными, верными данному слову. И сохранить это в памяти.

« Предыдущая статья В Дербенте строится новая спортивная площадка

Следующая статья » Дербентским кадетам рассказали о патриотизме в Исламе

выставка дикая дивизия музей истории мировых культур и религий первая мировая война

Статьи по теме

  • В Дербенте открыта мемориальная доска ветерану Великой Отечественной войны

  • Вахта Памяти открылась в Дербенте

  • В Дербенте состоялись мероприятия, посвященные культурному наследию Северного Кавказа

  • Благодатный огонь в Дербенте и далее везде

    Обсуждение

    Муниципальное автономное учреждение городского округа «город Дербент» «Информационный центр «Дербентские новости»

    368600, г. Дербент, ул. Коммунаров,23

    Поиск

    Back to Top

    Загрузка...